Главная » Про танки... » СССР | [ Добавить статью ] |
12.03.2011, 21:08 | |
В конце второй мировой войны конструкторским бюро Уральского танкового завода №183 под руководством главного конструктора А.А. Морозова был разработан средний танк Т-44, на несколько десятилетий определивший путь дальнейшего развития советского танкостроения. В этом танке были заложены следующие основные технические решения, ставшие стандартными для многих послевоенных советских танков: — двигатель установлен поперек продольной оси машины, что позволило уменьшить объем моторно-трансмиссионного отделения; — башня смещена к корме, что дало возможность уменьшить длину корпуса; — усилена бронезащита лобовой части корпуса за счет увеличения толщины лобового листа и переноса люка механика-водителя с лобового места на крышу корпуса; — применена торсионная подвеска; — исключен из состава экипажа радист-пулеметчик, а освободившееся место использовано для размещения увеличенного боекомплекта. Серийное производство танка Т-44 было развернуто в Харькове во второй половине 1945 г, однако он стал своеобразной переходной моделью к еще более мощному танку, работу над которым конструкторы во главе с А.А. Морозовым начали в конце войны. Взяв за основу танк Т-44. конструкторы вели проработки по усилению огневой мощи танка, повышению его броневой защиты, обеспечению способности танка преодолевать водные преграды по дну. Два опытных образца нового танка, которому была присвоена марка Т-54, были изготовлены в первом квартале 1945 г, в этом же году проведены их испытания. Доработка чертежно-технической документации по замечаниям, выявленным в процессе изготовления и испытаний опытных образцов, была закончена в начале 1946 г. Танк Т-54 был поставлен на серийное производство на Уральском заводе №183 в 1947 г. и на Харьковском заводе №75 — в 1948 г. До 1958 г. было выпущено около 17000 танков Т-54 всех модификаций, которые, помимо Советской Армии, стояли на вооружении армий стран — участниц Варшавского договора и в больших количествах поставлялись во многие страны мира, где они эксплуатируются и сегодня. Танк Т-54 имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления находится в передней части корпуса у левого борта, боевое отделение занимает среднюю часть корпуса. Корпус танка имеет простую конструкцию, его острая носовая часть образована двумя броневыми листами, расположенными под большими углами наклона к вертикали, а бортовые листы расположены вертикально. Монолитный верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 120 мм. Толщина бортовой брони составляет 80 мм, а кормовой — 45 мм, крыша и днище корпуса изготовлены из броневых листов толщиной 30 и 20 мм соответственно. Башня танка литая с толщиной лобовой части 200 мм. Она несколько выходит за габариты корпуса, поэтому по бортам корпуса сделаны местные утолщения. В башне размещены три члена экипажа (командир, наводчик и заряжающий) и установлено основное вооружение — нарезная 100-мм пушка Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пулемет СГ-43. В первоначальном варианте пушка была разработана в качестве корабельного зенитного орудия. В годы Великой Отечественной войны в варианте Д-10С она устанавливалась на самоходных установках СУ-100, получивших название «Зверобой» за ее высокую бронепробиваемость — бронебойный снаряд на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 160 мм. Устанавливаемый на Т-54 танковый вариант пушки Д-10Т имеет длину 5,61 м и массу 1948 кг. Максимальная дальность стрельбы составляет 14,6 км, дальность действительного огня по целям типа «танк» — 1,5—2 км. Для пушки разработана широкая номенклатура боеприпасов, которая в последнее время пополнилась выстрелом М-1000 производства швейцарской фирмы «MECAR». Этот выстрел имеет оперенный бронебойный подкаЛиберный снаряд с отделяющимся поддоном. Наведение пушки в горизонтальной плоскости обеспечивается поворотом башни с помощью электропривода с управлением от командира и наводчика, в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -4° до +17° пушка наводится ручным механизмом секторного типа. Для управления огнем из пушки наводчик пользуется телескопическим шарнирным прицелом — дальномером ТШ-20, для ведения наблюдения — перископическим прибором МК-4. Перископические приборы наблюдения командира, установленные во вращающейся командирской башенке, обеспечивают ему круговой обзор. Заряжающий пользуется перископом кругового вращения. Кроме спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета СГ-43, два таких же пулемета установлены в броневых коробах на подкрылках побортно в качестве курсовых. Для борьбы с воздушными целями на турели над люком заряжающего установлен 12,7-мм пулемет дшк. В качестве силовой установки на танке использован V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-54 с системой жидкостного охлаждения. Его максимальная мощность составляет 520 л.с. Механическая трансмиссия состоит из гитары (повышающий шестеренчатый редуктор), главного фрикциона и пятиступенчатой коробки передач с синхронизатором. В качестве механизма поворота используются двухступенчатые планетарные механизмы. Бортовые передачи однорядные. В гусеничной ходовой части с каждого борта имеется по пять обрезиненных опорных катков. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и последнего опорных катков с каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади, зацепление этих колес с гусеницей — цевочное. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Для регулирования натяжения гусениц используются механизмы червячного тела. При движении по шоссе танк развивает максимальную скорость 50 км/ч. На пересеченной местности он способен преодолевать следующие препятствия: подъем до 30° вертикальную стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,7 м. Без предварительной подготовки танк преодолевает брод глубиной 1,4 м. На описанной выше первой серийной модификации Т-54-1, именуемой также как Т-54 образца 1946 г., установлены радиостанция 10-РТ-26, танковое переговорное устройство ТПУ-47 и автоматическая противопожарная углекислотная установка. Несмотря на то, что ко времени своего создания Т-54 по всем показателям значительно превосходил все серийные и перспективные зарубежные средние танки, уже в 1949 и в 1951 гг. были проведены две существенные модернизации его конструкции и созданы два новых образца:
Совершенствование танка продолжалось и в ходе его широкомасштабного серийного производства, при этом были разработаны следующие модификации:
Наряду с запуском в серийное производство модернизированных модификаций широко практиковалась и модернизация находящихся в войсках танков, проводившаяся силами танкоремонтных заводов Министерства обороны на основании документации конструкторских бюро серийных заводов. Так были созданы следующие модификации:
Кроме советских предприятий, модернизацией танков Т-54 занимались и занимаются предприятия многих государств, имеющих их на вооружении своих армий. Шасси танка Т-54 использовано для создания следующих бронированных машин:
| |
Просмотров: 2280 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |