Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
Воскресенье, 5.5.2024
Главная » Про танки... » СССР [ Добавить статью ]


Т-54
12.03.2011, 21:08

В конце второй мировой войны конструкторским бюро Уральского танкового завода №183 под руководством главного конструктора А.А. Морозова был разработан средний танк Т-44, на несколько десятилетий определивший путь дальнейшего развития советского танкостроения. В этом танке были заложены следующие основные технические решения, ставшие стандартными для многих послевоенных советских танков:

—     двигатель установлен поперек продольной оси машины, что позволило уменьшить объем моторно-трансмиссионного отделения;

—      башня смещена к корме, что дало возможность уменьшить длину корпуса;

—     усилена бронезащита лобовой части корпуса за счет увеличения толщины лобового листа и переноса люка механика-водителя с лобового места на крышу корпуса;

—     применена торсионная подвеска;

—     исключен из состава экипажа радист-пулеметчик, а освободившееся место использовано для размещения увеличенного боекомплекта.

Серийное производство танка Т-44 было развернуто в Харькове во второй половине 1945 г, однако он стал своеобразной переходной моделью к еще более мощному танку, работу над которым конструкторы во главе с А.А. Морозовым начали в конце войны. Взяв за основу танк Т-44. конструкторы вели проработки по усилению огневой мощи танка, повышению его броневой защиты, обеспечению способности танка преодолевать водные преграды по дну.

Два опытных образца нового танка, которому была присвоена марка Т-54, были изготовлены в первом квартале 1945 г, в этом же году проведены их испытания. Доработка чертежно-технической документации по замечаниям, выявленным в процессе изготовления и испытаний опытных образцов, была закончена в начале 1946 г.

Танк Т-54 был поставлен на серийное производство на Уральском заводе №183 в 1947 г. и на Харьковском заводе №75 — в 1948 г. До 1958 г. было выпущено около 17000 танков Т-54 всех модификаций, которые, помимо Советской Армии, стояли на вооружении армий стран — участниц Варшавского договора и в больших количествах поставлялись во многие страны мира, где они эксплуатируются и сегодня.


Танк Т-54 имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления находится в передней части корпуса у левого борта, боевое отделение занимает среднюю часть корпуса.

Корпус танка имеет простую конструкцию, его острая носо­вая часть образована двумя броневыми листами, расположен­ными под большими углами наклона к вертикали, а бортовые ли­сты расположены вертикально. Монолитный верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 120 мм. Толщина бортовой брони составляет 80 мм, а кормовой — 45 мм, крыша и днище корпу­са изготовлены из броневых листов толщиной 30 и 20 мм соот­ветственно.

Башня танка литая с толщиной лобовой части 200 мм. Она несколько выходит за габариты корпуса, поэтому по бортам корпуса сделаны местные утолщения.

В башне размещены три члена экипажа (командир, навод­чик и заряжающий) и установлено основное вооружение — на­резная 100-мм пушка Д-10Т и спаренный с нею 7,62-мм пуле­мет СГ-43. В первоначальном варианте пушка была разработа­на в качестве корабельного зенитного орудия. В годы Великой Отечественной войны в варианте Д-10С она устанавливалась на самоходных установках СУ-100, получивших название «Зверо­бой» за ее высокую бронепробиваемость — бронебойный сна­ряд на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 160 мм. Устанавливаемый на Т-54 танковый вариант пушки Д-10Т име­ет длину 5,61 м и массу 1948 кг. Максимальная дальность стрельбы составляет 14,6 км, дальность действительного огня по целям типа «танк» — 1,5—2 км. Для пушки разработана широкая номенклатура боеприпасов, которая в последнее время пополнилась выстрелом М-1000 производства швейцарской фирмы «MECAR». Этот выстрел имеет оперенный бронебой­ный подкаЛиберный снаряд с отделяющимся поддоном.

Наведение пушки в горизонтальной плоскости обеспечива­ется поворотом башни с помощью электропривода с управлени­ем от командира и наводчика, в вертикальной плоскости в диа­пазоне углов от -4° до +17° пушка наводится ручным механиз­мом секторного типа.

Для управления огнем из пушки наводчик пользуется теле­скопическим шарнирным прицелом — дальномером ТШ-20, для ведения наблюдения — перископическим прибором МК-4. Перископические приборы наблюдения командира, установлен­ные во вращающейся командирской башенке, обеспечивают ему круговой обзор. Заряжающий пользуется перископом кру­гового вращения.

Кроме спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета СГ-43, два таких же пулемета установлены в броневых коробах на подкрылках побортно в качестве курсовых. Для борьбы с воздушными целями на турели над люком заряжающего установлен 12,7-мм пулемет дшк.


В качестве силовой установки на танке использован V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-54 с системой жидкостного охлаждения. Его максимальная мощность составляет 520 л.с.

Механическая трансмиссия состоит из гитары (повышающий шестеренчатый редуктор), главного фрикциона и пятиступенчатой коробки передач с синхронизатором. В качестве механизма поворота используются двухступенчатые планетарные механизмы. Бортовые передачи однорядные. В гусеничной ходовой части с каждого борта имеется по пять обрезиненных опорных катков. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и последнего опорных катков с каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены сзади, зацепление этих колес с гусеницей — цевочное. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Для регулирования натяжения гусениц используются механизмы червячного тела.


При движении по шоссе танк развивает максимальную скорость 50 км/ч. На пересеченной местности он способен преодолевать следующие препятствия: подъем до 30° вертикальную стенку высотой 0,8 м и ров шириной 2,7 м. Без предварительной подготовки танк преодолевает брод глубиной 1,4 м.

На описанной выше первой серийной модификации Т-54-1, именуемой также как Т-54 образца 1946 г., установлены радиостанция 10-РТ-26, танковое переговорное устройство ТПУ-47 и автоматическая противопожарная углекислотная установка.

Несмотря на то, что ко времени своего создания Т-54 по всем показателям значительно превосходил все серийные и перспективные зарубежные средние танки, уже в 1949 и в 1951 гг. были проведены две существенные модернизации его конструкции и созданы два новых образца:

  • Т-54-2 (Т-54 образца 1949 г.) — на танке установлена новая литая башня без обратных скосов спереди и с боков и с узкой амбразурой для пушки. Удалены боковые короба с курсовыми пулеметами, вместо них установлен один неподвижный курсовой пулемет в лобовом месте корпуса. Установлена новая гусеница с шириной 580 мм вместо 500 мм у Т-54-1. Толщина лобового листа корпуса уменьшена до 100 мм, что с учетом его угла наклона к вертикали 55—58° эквивалентно достаточно мощной броне толщиной около 180 мм;
  • Т-54-3 (Т-54 образца 1951 г.) — танк с литой полусферической башней без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона. На танке установлен новый прицел ТШ-2-22 и улучшена защита от попадания пыли в механизмы артсистемы и командирскую башенку. Танк этой модификации был запущен в производство в качестве стандартного среднего танка не только в СССР, но и в Чехословакии, Польше и КНР.

Совершенствование танка продолжалось и в ходе его широкомасштабного серийного производства, при этом были разработаны следующие модификации:

  • Т-54А — модернизированный серийный танк с пушкой Д-10ТГ, снабженной эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Принят на вооружение в 1955 г. На танке установлены электрогидравлический стабилизатор вооружения в вертикальной плоскости, обеспечивающий плавный поворот башни со скоростью от 0,5 до 10 град/с, а также усовершенствованный прицел ТШ-2А-22. Танк оборудован радиостанцией Р-113, танковым переговорным устройством Р-120 и системой ОПВТ;
  • Т-54Б — серийная модификация, представляющая собой дальнейшее развитие Т-54А с двухплоскостным стабилизатором вооружения «Циклон». Принят на вооружение в 1956 г. Введен электрогидравлический привод наведения пушки по вертикали. Для поворота башни использован электрический привод с гироскопическими задающими устройствами. Значительно обновлены приборы наблюдения и прицелы: установлены смотровой прибор командира ТПКУ, приборы ночного видения (командира ТКН-1, механика-водителя ТВН-2 и прицел наводчика ТПН-1), а также прицел спаренной установки ТШ-2А-22 и ночной прицел ТПН-1-22А-11;
  • Т-54БК — серийный командирский танк. Принят на вооружение в 1958 г. Разработан на базе Т-54Б и отличается от него наличием дополнительных средств радиосвязи, навигационнои аппаратуры ТНА-2 и зарядного устройства АБ-1-П/30;
  • ОТ-54 — огнеметный танк. Принят на вооружение в 1954 г. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета установлен автоматический пороховой огнемет АТО-1 с дальностью огнеметания 160 м и скорострельностью 15—20 выстрелов в минуту.

Наряду с запуском в серийное производство модернизированных модификаций широко практиковалась и модернизация находящихся в войсках танков, проводившаяся силами танкоремонтных заводов Министерства обороны на основании документации конструкторских бюро серийных заводов. Так были созданы следующие модификации:

  • Т-54АК — командирский танк на базе Т-54А. Принят на вооружение в 1958 г. Имеет дополнительную радиостанцию Р-113, навигационную аппаратуру ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-П/30;
  • Т-54АМ — модернизированный вариант танка Т-54А. Принят на вооружение в 60-х годах. На танке установлены новый дизельный двигатель В-55, облегченные катки от Т-55 И гусеницы с резинометаллическим шарниром. Обновлены также средства связи, прицелы и приборы ночного видения;
  • Т-54М — танк с двигателем В-55, гусеницей с резинометаллическим шарниром, новыми радиостанцией, прицелом и приборами ночного видения. Принят на вооружение в 1977 г. На танке установлены лазерный дальномер, двухплоскостной стабилизатор вооружения «Циклон-М», гирополукомпас, система противоатомной защиты и пожаротушения, а также термодиффузионная дымовая аппаратура;
  • Т-54МК — командирский танк на базе танка Т-54М. Принят на вооружение в 1977 г., отличается наличием дополнительной радиостанции, навигационной аппаратуры ТНА-2 и зарядного устройства.

Кроме советских предприятий, модернизацией танков Т-54 занимались и занимаются предприятия многих государств, имеющих их на вооружении своих армий.

Шасси танка Т-54 использовано для создания следующих бронированных машин:

  • МТУ-12 — танковый мостоукладчик. Принят на вооружение в 1955 г.
  • БТС-2 — бронированный тягач, оборудованный лебедкой, крановой стрелой и сошником. Принят на вооружение в 1955 г.;
  • СПКЛ2Г — стреловой самоходный кран, используемый при ремонте бронетанковой техники в полевых условиях. Принят на вооружение в 1966 г.;
  • СУ-122-54 — самоходная артиллерийская установка, вооруженная 122-мм пушкой и двумя 14,5-мм пулеметами. Принята на вооружение в 1954 г.;
  • ЗСУ-57-2 — зенитная самоходная установка, вооруженная двумя автоматическими 57-мм пушками.


Категория: СССР | Добавил: vovvvan
Просмотров: 2241 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]