Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход
Воскресенье, 5.5.2024
Главная » Про танки... » СССР [ Добавить статью ]


Противотанковая-самоходная установка ИСУ-152
12.03.2011, 21:35




 ИСУ-152
— советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «Самоходная Установка на базе танка ИС» или «ИС-Установка»; буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 — калибр основного вооружения машины.

 Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне—октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском Заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии и сыграли важную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников. Помимо РККА ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались армией Финляндии.

 В начале 1950-ых гг. ИСУ-152 передавались Китайской Народной Республике, небольшое их число приняло участие в военных действиях на Корейском полуострове. В конце того же десятилетия ИСУ-152 прошли модернизацию и ещё долго состояли на вооружении Советской Армии. Также они поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Начиная с середины 1970-х гг. ИСУ-152 стали списываться и начался процесс их замены в Вооружённых Силах СССР на более современные САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях.

История создания.

 Предпосылки и создание.

 Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске. В это время стало окончательно ясно, что тяжёлый танк КВ-1с будет заменён в производстве новой перспективной машиной ИС-1. Ещё в 1942 году советские военные специалисты критиковали КВ-1 за недостаточную для тяжёлого танка прорыва мощность вооружения, неадекватную против длинноствольных 75-мм и 88-мм орудий противника бронезащиту, неудобство работы экипажа и ненадёжность конструкции. Модификация КВ-1с существенным образом улучшила подвижность, надёжность и эргономику, но это было достигнуто ценой ослабления бронирования и по своим характеристикам этот вариант КВ ещё больше приблизился к менее материалоёмкому и гораздо более дешёвому среднему танку Т-34. Однако на его базе выпускалось тяжёлое штурмовое орудие СУ-152, надобность в котором действующей армии не подвергалась сомнению (в отличие от самих тяжёлых танков типа КВ-1с). Отличные боевые качества СУ-152 поставили перед советскими инженерами вопрос о создании её аналога на новом танковом шасси, призванном заменить в производстве базу КВ-1с.

 Разработка ИСУ-152 велась под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного разработчика всей отечественной линейки тяжёлых танков. Главным конструктором ИСУ-152 был Г. Н. Москвин. На ранних стадиях проект новой САУ обозначался как ИС-152. Первый прототип нового тяжёлого штурмового орудия был построен в августе 1943 года и представлял собой переходный вариант от СУ-152 к новой машине — в старом бронекорпусе устанавливались новые узлы и агрегаты, предназначенные для использования в будущей САУ. Вместе с тяжёлыми танками ИС-1 и КВ-85 этот прототип был показан высшему советскому руководству в московском Кремле во главе с И. В. Сталиным в конце августа или начале сентября 1943 года (в источниках информации историки приводят разные даты этого события). Перед демонстрацией новых машин все члены экипажей, за исключением механиков-водителей, были заменены служащими НКВД. Глава Советского государства проявил особый интерес к новой САУ и поднялся на неё, спросив у экипажа о предпринятых мерах по ликвидации задымления боевого отделения при стрельбе. При этом возникла анекдотичная ситуация, поскольку сотрудник органов государственной безопасности был не в состоянии ответить на вопрос и сохранял молчание. Положение выправил механик-водитель, доложивший о введении в конструкцию вентилятора боевого отделения. И. В. Сталин удовлетворился ответом, спустился на землю и поздравил присутствующего народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышева с успехом.

 Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) №4043сс от 4 сентября 1943 года новая САУ принималась на вооружение РККА, детали подготовки к серийному производству вместе с некоторыми мерами по упрощению этого процесса были указаны в приказе №540 Народного комиссариата танковой промышленности от 7 сентября 1943 года.

 По ходу испытаний изначальной версии новой САУ проявились некоторые её конструктивные недостатки, вызванные спешной разработкой, кроме того стоимость этого переходного варианта оказалась значительно выше запланированной. Поэтому в сентябре 1943 года серийное производство СУ-152 было продолжено и все работы в этом месяце сосредоточились на втором прототипе ИС-152. Эта машина, получившая индекс «Объект 241», была изготовлена в первых числах октября. Заводские и позже государственные испытания закончились успехом, а стоимость постройки стала сравнимой с аналогичным показателем для СУ-152.

 В результате такого развития событий постановлением ГКО от 6 ноября 1943 года «Объект 241» был принят на вооружение РККА под обозначением ИСУ-152 и запущен в валовое производство на ЧКЗ. Первая серия из 35 САУ должна была быть изготовлена на ЧКЗ к 1 января 1943 года. В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

 Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский Завод Тяжёлого Машиностроения (УЗТМ). Это предприятие в то время являлось центром по разработке и изготовлению машин советской самоходной артиллерии, наряду с бронекорпусами для ИСУ на нём в годы Великой Отечественной войны выпускались средние штурмовые орудия и истребители танков СУ-122, СУ-85 и СУ-100.



   Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году (некоторые источники указывают на окончание выпуска в 1947 году), всего было выпущено 2790 машины этой марки. Лицензии на производство ИСУ-152 в другие страны не продавались.
   Объём выпуска бронекорпусов ИСУ-152 в начале 1944 года возрос так быстро, что завод №172, единственный производитель в годы войны гаубиц-пушек МЛ-20С, не справлялся с изготовлением для них вооружения. Несмотря на резкое снижение числа выпущенных полевых гаубиц-пушек МЛ-20 (1809 единиц в 1942-ом году, 1002 в 1943-ем и только 275 в 1944-ом) в пользу самоходного варианта МЛ-20С, последних всё равно не хватало. Вследствие их нехватки в апреле 1944 года началось серийное производство новой самоходно-артиллерийской установки на той же базе, но с иным вооружением — ИСУ-122. Эта боевая машина отличалась от ИСУ-152 только вооружением. Вместо гаубицы-пушки МЛ-20С в ИСУ-122 устанавливалась пушка А-19С калибра 121,92-мм со своим прицельным оборудованием, соответственно была изменена укладка боекомплекта под 30 122-мм артиллерийских выстрелов также раздельно-гильзового заряжания. Поскольку 122-мм пушки находились в избытке в производстве и на складах вооружения, проблем с поставками основного вооружения калибра 122 мм не было. Благодаря более высокой бронепробиваемости и меньшему осколочно-фугасному действию 122-мм снарядов по сравнению со 152-мм боеприпасами ИСУ-122 имели некоторый уклон к роли истребителя танков, но с успехом применялись и как штурмовые орудия.





TTX:


Год выпуска1944 год
Всего произведено1575
Масса46 т
Экипаж5 человек
Габариты
Высота2,48 м
Ширина3,07 м
Длина6,77 м
Вооружение
Пушечное152,4-мм МЛ-20 (20 снарядов)
Пулеметное12,7-мм ДШК (250 патронов)
Бронирование
Лоб90 мм 
Борт90 мм 
Корма60 мм 
Крыша30 мм
Днище30 мм
Ходовые характеристики
ДвигательВ-2ИС
Мощность550 л.с.
Типдизельный
Скоростьпо дороге — 37 км/ч;
по бездорожью — ? км/ч
Запас ходапо дороге — 240 км;
по бездорожью — 80 км
Давление на грунт0,81 кг/см2




Категория: СССР | Добавил: Serega_1999 | Теги: ИСУ-152
Просмотров: 2007 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]